часы работы:
пн-пт: 10:00-18:00,
сб-вс: по договоренности

 


тел.: (495) 507-90-45

часы работы:
пн-пт: 10:00-18:00,
сб-вс: по договоренности

Skype: Superpechat

e-mail: 6625966@mail.ru


утверждение макета
более 3-х раз

+ 300 руб.








Rambler's Top100
Полезные статьи -> Печати русских князей

Печати русских князей

изготовление печатей. [печати русских князей]Виды печатей, которые использовали русские князья можно поделить на два периода: XII – начала XIV веков, а так же период  XIV - XV веков. Первый период характеризуется  в основном  использованием печатей великих князей, приглашенных в Новгород. Новгород в  XII  становится  феодальной республикой, в этой республике верховная власть правящего князя была ограничена. При таких условиях правления печать князя утрачивает символ княжеской власти и превращается в инструмент контроля над деятельностью князя (впоследствии наместника) со стороны правящего русского царя и думы. 


На печатях князей XII – начала XIV веков уже не указывается титул и имя владельца печати. Эти печати называются анонимными. Как правило, на них размещали изображение  патронального княжеского святого  или его отца. Если на одной стороне печати размещали изображение  патронального святого, то на обратной стороне было изображение креста, Богоматери, а так же, Христа или родовой княжеский знак семьи Рюриковичей. Самое широкое распространение в промежутке XII – начала XIV века, во времена феодальной раздробленности  получают печати с ликами двух святых.

Такие печати были обнаружены  во время раскопок. Ярким примером  печатей такого типа была печать князя Александра Невского. На печатях принадлежащих Александру Невскому с одной стороны был изображен святой Александр с мечом  и щитом, на противоположной – стороне был размещен святой Федор с копьем и мечом. Из чего следует вывод: на печати  изображение святого, имя которого имел отец Александра Невского – князь Ярослав Всеволодович.

Так же Александр Невский являлся владельцем и другого варианта печати. На первой ее стороне изображался всадник, рядом с рисунком всадника было указано имя Александр, на второй стороне   было изображение святого Федора, убивающего своим копьем змия. В большинстве случаях на печатях всадник изображался с короной на голове. Возможно, предположить, что это и был изображен на печати сам  князь – Александр Невский.

Широко распространенные  в те времена печати с двумя патрональными изображениями святых принадлежали не только князьям управлявшим Новгородом. Аналогичные  по исполнению печати XIII веке были в ходу и у смоленских князей.

 изготовление печатей, Большая государственная печать Александра II. 1857-1881 гг.  изготовление печатей, Большая государственная печать Александра III. 1881-1892 гг.  изготовление печатей, Большая государственная печать Николая I. Вторая четверть XVIII в.  изготовление печатей, Большая государственная печать царя Алексея Михайловича. 1654 г.
Большая государственная печать Александра II. 1857-1881 гг.
Большая государственная печать Александра III. 1881-1892 гг.
Большая государственная печать Николая I. Вторая четверть XVIII в.
Большая государственная печать царя Алексея Михайловича. 1654 г.
 изготовление печатей, Большая государственная печать царя Алексея Михайловича. 1668 г.  изготовление печатей, Государственная печать Екатерины II. Вторая половина XVIII в.  изготовление печатей, Государственная печать Павла I. 1799-1801 гг.  изготовление печатей, Государственная печать Петра I.  1710 г.
Большая государственная печать царя Алексея Михайловича. 1668 г.
Государственная печать Екатерины II. Вторая половина XVIII в.
Государственная печать Павла I. 1799-1801 гг.
Государственная печать Петра I. 1710 г.
 изготовление печатей, Государственная печать Петра I.  1712 г  изготовление печатей, Малая государственная печать Лжедмтрия I . 1604 г.  изготовление печатей, Малая государственная печать царя Михаила Федоровича. 1625 г.  изготовление печатей, Оттиск печати Петра I
Государственная печать Петра I. 1712 г.
Малая государственная печать Лжедмтрия I . 1604 г.
Малая государственная печать царя Михаила Федоровича. 1625 г.
Оттиск печати Петра I

На печатях распространенных в те времена помимо изображения патронального святого с одной стороны, на другой стороне иногда размещали сокольник, говоря современным языком – всадник, на коне держащий птицу на своей вытянутой руке. Одна из таких печатей с изображением патронального святого и сокольника  была в употреблении у князя Андрея Александровича. Он управлял  Новгородом в XIII веке. Однако одновременно с этими встречались печати  у которых наряду с изображением патронального святого на второй стороне размещалось изображение  родового знака Рюриковичей. Определение принадлежности таких  печатей сомнительно, поскольку печати с одинаковыми княжескими знаками с другой стороны были снабжены изображениями разных святых. С большой долей вероятности можно сказать, что среди этих печатей были  не только княжеские, но также и печати, использующиеся представителями (наместниками) князей. В данном случае присутствующий на печати  княжеский знак показывает, от какого князя действовало лицо имеющее  такое же имя, как и святой, изображенный на печати.

изготовление печатей: Малая государственная печать царей Иоанна и Петра Алексеевичей
в кустодии. Конец XVII в.

Малая государственная печать царей Иоанна и Петра Алексеевичей

в кустодии. Конец XVII в.

Княжеские печати начинают меняться с середины XIV века. Изображение по-прежнему не меняется, но отличительной особенностью этого периода для печатей является наличие надписи. Она  указывает на принадлежность печати тому или иному князю. Иногда она располагается по всей площади противоположной рисунку стороны печати. В ней содержится имя князя и титул. Печать такого рода была в ходу у Московского князя Ивана Даниловича Калиты. Были найдены остатки духовной грамоты, скрепленной принадлежащей ему печатью на которой был изображен лик Иисуса Христа. Правой рукой он благословлял, а левой держал евангелие. По двум сторонам изображения располагаются слова «Великого» и «печать». А на другой стороне размещен лик святого Иоанна Предтечи с поднятой правой благословляющей рукой и держащий свиток в левой. Далее написано  продолжение текста с первой стороны «князя Ивана».

изготовление печатей, Малая государственная печать царя Михаила Федоровича. 1627 г.

Малая государственная печать царя Михаила Федоровича. 1627 г.

Все последующие правители после Ивана Калиты – великие Московские князья  на протяжении всего XIV века пользовались таким же видом печатей.В частности такая же  печать была у князей и Дмитрия Донского, Симеона Ивановича Гордого. В пользовании  великого князя  Дмитрия Ивановича Донского  была печать, на которой был изображен святой мученик Дмитрий Солунский, на другой стороне имелась надпись,  которая гласила: «Печать князя Великого Дмитрия». Последним  пользователем печати с патрональным изображением святого был Московский князь  Василий Дмитриевич, живший и правивший княжеством Московским в 1398 – 1425 годах. По правящей линии сын  великого князя Дмитрия Донского.

изготовление печатей: Большие государственные печати Николая I. Вторая четверть XVIII в.

Большие государственные печати Николая I. Вторая четверть XVIII в.

Но так, же Василий Дмитриевич  по мимо обычного вида печати имел и другую. На восковых печатях, скрепляющих  договорную грамоту Василия Дмитриевича с князем Серпуховским и Боровским Владимиром Андреевичем приходящемуся ему дядей, было изображение скачущего светского всадника, с мечом в руке.

изготовление печатей, Государственные печати Петра I. Конец XVII, начало XVIII века.

Государственные печати Петра I. Конец XVII – начало XVIII века.

А вот на более поздних печатях используемых сыном Василия Дмитриевича – Великим князем Василием Васильевичем Темным, жившим в 1425 – 1462 годах уже имелось  изображение скачущего всадника, но держащим в руке копье. Эта печать скрепляла  договорную грамоту  князя Галицкого и Звенигородского Юрия Дмитриевича и  Великого князя Василия Темного. Таким образом, хронология эволюции печатей такова, что во времена правления Василия Темного появляется новое изображение на государственной печати – скачущий всадник с копьем в руке.