часы работы:
пн-пт: 10:00-18:00,
сб-вс: по договоренности

 


тел.: (495) 507-90-45

часы работы:
пн-пт: 10:00-18:00,
сб-вс: по договоренности

Skype: Superpechat

e-mail: 6625966@mail.ru


утверждение макета
более 3-х раз

+ 300 руб.








Rambler's Top100
Полезные статьи -> Государственная печать и герб

Государственная печать и герб

изготовление печатей, Государственный гербВ древней Руси в сложившейся ситуации образования и появления нового централизованного государства стали складываться будущие очертания компонентов государственных регалий Руси. Появились новые элементы государственных штандартов, герба и печати. Во времена своего царствования Иван III употреблял для заверения грамот и документов различные печати, с абсолютно разными смысловыми рисунками. Но именно при его правлении изображение всадника на коне поражающего змея копьем становится основной государственной регалией и выполняет функции герба объединенной Руси.

Так же во времена правления Ивана III на печатях Московских великих князей начинает появляться дополнительное изображение – двуглавый орел. Изначально, двуглавый орел был гербом великой Византийской империи. Но после того как Византия пала, великие князья княжества Московского сочли себя самым могущественным и большим из восточных христианских государств, прямыми наследниками Византийской империи. Так в 1472 г. Иван III женился на племяннице последнего императора великой Византийской империи Константина Палеолога. Называли ее - Зоей Фоминичной, а уже в княжестве Московском ее стали называть Софьей. Как великое наследие Византийской империи, Иван III соединил древнюю русскую эмблему- всадника убивающего змия с двуглавым орлом, символом Византийской империи.
 
изготовление печатей, Государственная печать
 
 рис.Государственная печать


Вследствие чего в истории конца ХV века при правлении Ивана III государственные печати получили двусторонний рисунок: всадник, убивающий змия с одной стороны и двуглавый орел с другой стороны. Эти два рисунка и легли в основу современного Российского герба, так как стали носить наследственный и преемственный характер.

Оба изображения государственной печати и герба в те времена имели весьма символическое значение. Всадник с копьем побеждающий змия это символ воина – защитника русской земли от внешних врагов и захватчиков. Образ всадника на коне ассоциировался у людей с князем-полководцем в то время обязательно принимавшего участие в битве. Изображение всадника стало появляться на печатях времен правления Василия Дмитриевича, это был русский царь, сын Дмитрия Ивановича Донского. Именно он стал первым полководцем разгромившим войско Золотой Орды на Куликовом поле.
 
 изготовление печатей, На печати 1712 года, изготовленной мастером Беккером орла окружают шесть щитков с территориальными гербам  изготовление печатей, На печати 1712 года, изготовленной мастером Беккером орла окружают шесть щитков с территориальными гербам  изготовление печатей, Оттиск большой печати Российской Империи времен Александра III  изготовление печатей, При Петре I в герб добавилась цепь ордена Андрея Первозванного. Впервые она отмечена на государственной печати около 1700 года
На печати 1712 года, изготовленной мастером Беккером орла окружают шесть щитков с территориальными гербам
Оттиск большой печати Российской Империи времен Александра III
Печать Временного правительства. 1917 г.
При Петре I в герб добавилась цепь ордена Андрея Первозванного. Впервые она отмечена на государственной печати около 1700 года

Змий же пораженный копьем всадника и растоптанный ногами его коня, это символ «ворогов земли Русской ». Русское былинное творчество тех лет полнейшее тому доказательство. Поэтические образы той эпохи полностью соответствуют былинным сказаниям о змии. Но наиболее современная трактовка изображения всадника на гербе и печати это Георгий Победоносец, который поражает змия. В русских летописных источниках XVI – XVII веков отсутствует такая трактовка. Но иностранцы, предположившие это сходство, посетили Русское государство в XVII веке. В это время Западной Европе был расцвет феодализма, в этот исторический период очень почитаемым был Георгий Победоносец, его считали покровителем рыцарства. Всадник на коне на русской печати очень напоминал это изображение. Изображение всадника на коне с копьем делалось не только на печатях, так же и монетах достоинством в две деньги. Отсюда пошло название этой монеты – копейка. Или копейная деньга (деньга с изображением копья). Путешествующие иноземцы, видевшие русские монеты и печати, принимали изображение этого всадника за Георгия Победоносца. Официальное признание этого изображения было принято только в XVIII веке.

Второе изображение на государственной печати это двуглавый орел, символ восточного происхождения. С ХI века он появляется в Византии и со временем становится государственным знаком великой Византийской империи, императорского двора и гербом. Со временем этот знак очень распространяется в Западной Европе XIII – XIV веков. А в Римской Империи ХV века он утвержден в качестве официального герба. Использование этой эмблемы в разных странах на протяжении значительного количества времени породило несколько толкований значения этого символа. Двуглавый орел – символизирует двуединство Римской империи. Наличие в ней двух императоров а так же двух частей – Восточной и Западной. Так же этот двуглавый орел является символом правления двух императоров в Византийской империи. Управлявшими ею одновременно в XIV веке. Это символ претензий и амбиций на императорский трон, обозначение притязаний на два государства одновременно.

Трактовка изображения двуглавого орла на русской печати и гербе олицетворяла соединение и родство последней династии Византийских императоров и Московского княжеского рода. Была выражением политической идеи Москва-третий Рим, преемственность власти из Византии и Рима, равенство с развитыми государствами западной Европы.

В процессе формирования к двум главным изображениям русской государственности стали добавляться гербы областей, входившие в титульные описания царских регалий и всевозможные атрибуты составлявшие украшение получающегося герба.

В XVI – XVII веках в государстве русском имели хождение две печати: большая и малая государственная печать. Они были различны по размерам, отличались дополнительными изображениями и надписями. Первая большая государственная печать была в хождении во времена правления Ивана IV. На ней было изображение всадника, которое находилось в центре двуглавого орла. По кругу печати стояли печати городов-столиц. Княжества и царства, которых вошли в состав Русского государства. Полное написание царского титула располагалось по внешнему кругу печати.

Малая государственная печать в народе называлась кормленой, потому что ею пропечатывались грамоты на кормление. На первой стороне малой печати был изображен всадник на коне, поражающий змия, на второй стороне – двуглавый орел. Надпись по кругу с именем Великого князя а с середины XVI века – имя царя, а так же его не полный титул. На малой печати не перечислялись столицы царств, на печати царя Михаила Федоровича была надпись: «всея Русии самодержавец и многих господарств государь и обладатель». Так же на ряду с хождением большой и малой государственных печатей, была и так называемая воротная печать. Она служила для того чтобы запечатывали грамоты и памяти, используемые для рассылки внутри Русского государства. Эта печать была односторонней, и употребляли ее только для прикладных печатей. На ней был изображен всадник, поражающий копьем змия, в некоторых случаях двуглавый орел с всадником на груди или просто двуглавый орел. Но начиная с 1697 года число документов с использованием этой печати, было сильно сокращено. Грамоты и все остальные бумаги, переправляемые в Сибирь, скреплялись специальной печатью Сибирского приказа.
 
изготовление печатей, Изображение  двуглавого орла на государственных гербах с 596г.до н.э. до 1700 г.
 
рис. Изображение  двуглавого орла на государственных гербах с 596г.до н.э. до 1700 г.

С начала XVI века русские цари использовали для опечатывания свою личную печать. На печати Ивана IV было изображение единорога. Этот мифический зверь символизировал власть и силу. Так же изображение единорога иногда размещали на государственных печатях. Во времена правления Ивана IV в ходу была большая государственная печать, на ее сторонах помещалось изображение двуглавого орла. На его груди с первой стороны был единорог, а со второй стороны всадник на коне убивающий змия. Использованием и хранением государственной печати в XV – XVI веках ведали печатники. На эту должность назначались самые влиятельные лица в государстве. Им доверялось изготовление печатей и хранение столь ценных государственных реликвий.